Думаю, многие из вас, дорогие читатели, знают, что такое «взаимоисключающие понятия». И что хорошо, дешево и быстро никогда не бывает. А вот и нет. Бывает. Еще и как. Иначе как объяснить само существование проекта под названием Blender? И то, что моделирование в Blender является легким и приятным занятием? То-то же.
Если кто-то еще не понял, то Blender — это 3D-редактор. С кучей достоинств и постоянно совершенствующимся функционалом, а также, с завидно растущим интересом со стороны пользователей: как начинающих, так и более маститых 3D-мастеров. В чем же заключается секрет успеха? В первую очередь, Blender — программа абсолютно бесплатная. И многие 3D-артисты получили возможность абсолютно легально зарабатывать деньги, совершенно не боясь проверок, что само по себе уже является великолепным подспорьем. А с другой стороны — великолепная функциональность программы ставит ее особняком среди аналогов, так как бесплатность без должной функциональности абсолютно никому не нужна. Особенно фрилансерам. В общем, вне конкуренции. На заре своей деятельности я, как и многие другие «тридэшники», использовал Autodesk 3Ds Max. Но с тех пор, как я открыл для себя Blender, я являюсь его ярым приверженцем и совершенно не собираюсь менять на что-либо иное. Потому что моделирование и текстурирование в Blender — это сущее удовольствие. А анимация в Blender стремительно обрастает новыми «фишками» от версии к версии. Не скажу, что для меня переход с 3Ds Max был безболезненным (в Blender горячие клавиши используются, как ни в одном другом редакторе), однако это, в свою очередь, привело к увеличению производительности труда. Именно за счет работы с помощью горячих клавиш. Если кому интересно — [urlspan]здесь[/urlspan]можно скачать книженцию — по поводу этих самых горячих клавиш.
Как пользоваться Blender
Эта часть статьи наверняка не вызовет интереса у более-менее опытных 3D-мастеров, однако способна снять номер на ночь заинтересовать начинающих. Кстати, скачать программу Blender можно с официального [urlspan]сайта программы[/urlspan], как для Windows, так и для Mac OS, начиная с версии Tiger (о, счастье!). Кстати, могу отметить, что Blender очень шустро запускается даже на слабой конфигурации, однако с наращиванием количества полигонов все-таки начинает подтормаживать. Хотя если сравнивать с «максом», то пашет. И очень даже неплохо, вот так вот. Весит же это чудо просто неприлично мало. От 50 МБ начиная с ранних версий до 150 МБ в новых (куда уж там «максу» с его гигабайтами). На сайте вы можете скачать как инсталлятор, так и упакованную в архив, полностью готовую к работе портативную версию (еще один повод полюбить Blender).
Запустив приложение вы увидите окно управления сессиями. То есть, ваши проекты будут отображаться в списке сразу после загрузки, тем самым упрощая процедуру открытия файлов. Согласитесь, очень удобно. Гораздо удобнее, нежели рыться в дебрях меню.
Если вы запустили программу впервые, то вашему взору предстанет стандартная сцена, состоящая только из куба.
Режимов работы с объектами предусмотрено два: обектный режим (перетаскивание, добавление новых примитивов и объектов, масштабирование) и режим редактирования (добавление полигонов, редактирование вершин и прочее).
Очень удобная мультиоконная система позволяет переключаться между общим видом, окном рендеринга, редактором нодов, UV-редактором не загромождая рабочего поля.
Рабочая область кастомизируется по желанию пользователя: можете открыть хоть десять окон одновременно.
Кстати, да: Blender не запрашивает перед завершением работы сохранения файла, поэтому будьте осторожны и почаще сохраняйте результаты. Поначалу с непривычки бывало такое, что после многочасовой мозгоморочки над проектом, я выходил из программы и с ужасом понимал, что вся работа была насмарку только из-за этой досадной мелочи. Очень неприятно. Особенно когда проект нужно сдать «еще вчера» и ты уже совершенно выдохся, а за окном уже рассвет.
Программа Blender на русском языке не распространяется, да это вам и не нужно: все учебники в сети для английской версии. Поэтому смею предположить, что русификация только больше запутает, чем поможет: названия кнопок на русском совершенно ни о чем не скажут начинающим пользователям, а профи не станут и морочить себе голову, так как они знают все приемы и функции на английском. но если совсем уж невмоготу, то способ есть: нужно зайти во вкладку File -> System Preferences -> System и отметить чекбокс ”Use international fonts“.
После этого под чекбоксом появятся дополнительные параметры. В поле ”Language“ нужно выбрать ”Russian“, а в полях ”Translate Interface“ и ”Tooltip“ необходимо проставить галочки для перевода интерфейса и всплывающих подсказок на русский язык.
Кстати, Blender поддерживает импорт и экспорт расширений obj., что делает его совместимым с 3Ds Max. Поэтому скачать модели для Blender можно там же, где и для «макса». Подойдут гарантированно. Как раз то, что нужно интерьерщикам и игромодерам. А еще Blender имеет в своем арсенале инструмент для скульптинга (пока не очень хороший, но проект не стоит на месте) и встроенный игровой движок. Как все это поместилось в приложении такого размера — загадка.
В общем, там есть на что посмотреть. Не зря ведь студия Sony Pictures использовала Blender при создании визуальных эффектов для фильма «Человек – Паук 2». Значит чего-то стоит. Моделирование в Blender — занятие для творческих людей с желанием открывать что-то новое для себя. Думаю, что многие, как и я, совершенно ни о чем не пожалеют, попробовав этот продукт, а наоборот — приобретут бесценные навыки и их творческие способности засияют с новой силой. Желаю успехов на этом нелегком поприще, не забывайте ставить лайки. Пока!
Владимир хочу Вас поблагодарить за эту статью. На самом деле о существовании этого редактора узнал от Вас из этой статьи. Малень поюзав Blender я убедился что он вполне имеет право на существование и более того, можно его ставить неподалёку в ряду с той же MAYA.Кстати на мой взгляд обучится ему НАМНОГО проще чем всяким MAX и MAYA а вещи можно создать не хуже.И это делаю такой вывод попробовав только моделировать ЛОВ ПОЛИ обьект в течении 15-20 минут. Paint Project вообще просто сразил наповал)). Рисовать текстуру по 3d обьекту собственно ручно и при этом самому предавать дополнительного обьема всего лишь предавая его визуально-это не мало важно в реализации детализированных моментов. Вообщем побольше бы таких познавательных статей хотелось бы увидеть на сайте.
Николай, уверен, что ознакомившись с этим редактором глубже, вы привяжетесь к нему ещё больше. Хотя бы по той лишь причине, что обновления версий программы выходят примерно раз в квартал и, следственно так же часто появляются в нём новые «фишки», облегчающие процесс моделинга, текстуринга, маппинга и анимации. На моей памяти ещё не было бесплатного 3D-редактора, который по функциональности не уступал бы платным «монстрам» компании Autodesk. Приятного моделинга.